Реклама в Интернет

"Все Кулички"


 Помощь      Поиск      Пользователи


 Страниц (1): [1]   

> Описание: Биография
anatc Супермодератор
Отправлено: 04 Ноября, 2013 - 23:08:22
Post Id


Супермодератор


Покинул форум
Сообщений всего: 10543
Дата рег-ции: Нояб. 2004  
Репутация: 7
Карма 11




Утёсов (Вайсбейн) Леонид Осипович (21.03.1895, Одесса- 09.03.1982, Москва)- эстрадный артист, певец, создатель теаджаза. Нар. арт. СССР (1965). Вырос в семье мелкого коммерсанта, мечтавшего дать сыну «серьезную» профессию. С раннего детства Леонид Утесов пел, музицировал (играл на скрипке, балалайке, гитаре). Не окончив коммерческое уч-ще, ушел из дома с передвижным цирком Г. Бороданова (1909), работал на трапеции, кольцах, выступал на раусе. В 1911 в Одессе Леонид Утесов начал участвовать в полупрофессиональных спектаклях. Театр миниатюр в Кременчуге — первый профессиональный театр У. (1912-1913). За ним последовал ряд аналогичных театров в Одессе, Херсоне, Киеве, Шмеле. Летом 1917 Леонид Утесов недолго работал в Москве в ресторане «Эрмитаж» и в театре П. Струйского на Б. Ордынке. Затем снова Одесса, Киев. Играл небольшие роли в маленьких комедиях и опереттах, выступал с сольными номерами- исполнял песенки, куплеты, юмористические рассказы. Создал ряд оригинальных эстрадных номеров: «Впечатления одессита, слушающего Хенкина» (1913), «Как в Одессе оркестры играют на свадьбе» (с голосовой имитацией инструментов, 1917), «От Мамонта Дальского до Марии Ленской» (дружеская пародия, 1918), «Одесские новости, или Куплеты Газетчика» (авт. Я. Ядов и М. Ямпольский, 1920). Был дирижером и солистом «Комического хора», состоявшего из опустившихся интеллигентов, «босяков» (1919). Сочный одесский юмор («смех был моей целью», — скажет он позднее), музыкальность, сценическое обаяние способствовали успеху. В этот первый период, связанный с театрами миниатюр и варьете, сформировался синтетический талант комедийного артиста.

В 1920 Леонид Утесов покидает Одессу. В моск. Теревсате играет роли в небольших агитационных пьесах, в политическом обозрении «Путешествие Бульбуса 17-21». На открытии летнего театра сада «Эрмитаж» (1921) показывает вариант одесского Газетчика (среди авторов Н. Эрдман, с которым будет сотрудничать в дальнейшем). Работает в оперетте при ресторане «Славянский базар». С 1922 в Петрограде в «Палас-театре» на амплуа комиков-простаков (Бони в «Сильве», Менелай в «Прекрасной Елене» и др.). Становится премьером «Свободного театра» (1923-1928), где играет драматические роли (Менделя Маранца в инсценировке одноименного романа Д. Фридмана и др.), выступает с сольными номерами — чтением рассказов М. Зощенко, И. Бабеля, «Повести о рыжем Мотеле» И. Уткина (за чтение рассказов Зощенко отмечен премией на I Всес. конкурсе чтецов, 1933). В 1928-1929 в Ленингр. театре сатиры, в роли Андрея Дудки в спектакле «Республика на колесах» Я. Мамонтова впервые исполнил «блатную» городскую песню «С Одесского кичмана», позднее записанную на пластинку. В разное время, а иногда одновременно Леонид Утесов был актером драматическим, комическим, опереточным, эстрадным, даже цирковым. Вечер в «Палас-театре» (1923) «От трагедии до трапеции», выступления в Моск. мюзик-холле (1928) демонстрировали диапазон Леонида Утесова. Неистощимая работоспособность, дерзкая жажда творческих экспериментов дополнялись желанием и умением учиться. В этот второй период, работая в столичных театрах, он учился у режиссеров Д. Гутмана, Н. Петрова, С. Радлова, Н. Акимова, выдающихся партнеров Е. Тиме, К. Яковлева, Е. Корчагиной-Александровской и др. Расширяется его кругозор, растет профессиональное мастерство, формируется вкус. Он получает приглашение на зарубежные гастроли в Прибалтику (театры-варьете Латвии, Эстонии), как турист едет в Германию и Францию. Знакомство с западной музыкальной культурой, с театрами варьете подсказывает идею создания джаз-оркестра, который помог бы слить воедино два его пристрастия — театр и музыку. Премьера «Теаджаза» 8 марта 1929 в Малом оперном театре Ленинграда определила дальнейшую творческую жизнь Леонида Утесова. В веселых музыкальных спектаклях-обозрениях теаджаза были сплавлены сатира, юмор, пародия, лирика, цирковая эксцентрика. Леонид Утесов сыграл в них множество ролей. Премьеры следовали ежегодно: «Если бы не война, мы постепенно превратились бы в театр», — напишет Леонид Утесов. (Спасибо, сердце! М., 1976. С. 316).

Успех «Музыкального магазина» (реж. А. Арнольд, муз. И. Дунаевского) подал идею создания музыкальной кинокомедии «Веселые ребята» (1934), в которой У. сыграл главную роль. С его голоса «Марш веселых ребят», «Сердце...» запела вся страна. Наряду с музыкальными спектаклями в репертуаре теаджаза появляются концертные программы: «Песни моей Родины», 1937; «Два корабля», 1938; «Десять лет джаза», 1939. Многие песни с помощью света, костюмов, деталей оформления, мизансцен находили сценическое решение. Их исполнял актер, способный легко, органично переходить от шутки, пародии, сатиры к лирике, романтике, героике. После записи на пластинку «Кичмана», «Гon со смыком», «У окошка» (обработка популярной «Мурки») Леонид Утесов исполняет песни, посвященные гражданской войне, живым свидетелем и участником которой он был. «Каховка» Дунаевского - М. Светлова, «Полюшко-поле» Л. Книппера — В. Гусева, «Партизан Железняк» М. Блантера - М. Голодного, «Тачанка» К. Листова - М. Рудермана и другие приобретали несвойственный им личностный характер, окрашивались романтикой бабелев-ских рассказов. Известные песни «Два друга» С. Германова — Гусева, «Лейся, песня» В. Пушкова — А. Апсолона, французская «Все хорошо, прекрасная маркиза» на ст. А. Безыменского наряду с обработанными для джаза народными песнями- грузинской «Сулико», белорусской «Будьте здоровы» — вносили в утесовские программы лирику, шутку. Жизнерадостность, демократизм, праздничность сделали Леонида Утесова своего рода символом 30-х гг. В годы войны Леонид Утесов вместе с оркестром много концертирует на фронте и в тылу. Он создает «песенную летопись» Отечественной войны, запечатлев в ней горечь отступлений и радость побед: «Одессит Мишка» М. Валоваца — В. Дыховичного (она стала почти фольклорной), «Заветный камень» Б. Мокроусова - А. Жарова, «Дорога на Берлин» М. Фрадкина - Е. Долматовского, «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк» В. Соловьева-Седого - В. Лебедева-Кумача и др. Они звучат по радио, в к/ф «Концерт— фронту» (1942). С ними идут в бой и празднуют День Победы.

9 мая 1945 Леонид Утесов со своим оркестром на Театральной пл. в Москве. В послевоенные годы Леонид Утесов возвращается к созданию театрализованных программ «дивертисментного» характера. Приглашает молодых певиц: А. Коваленко, К. Лазаренко, О. Тезелашвили; танцевальные дуэты братьев Б. и Ю. Еусаковых, А. Ревелъс и В. Новицкого, в качестве конферансье молодого Е. Петросяна. Благодаря творческой атмосфере в коллективе выросли известные композиторы, аранжировщики, музыканты (А. Островский, Н. Минх, Валовац, Л. Дидерихс и др.). На протяжении нескольких десятилетий Леонид Утесов оставался общепризнанным лидером советской песенной эстрады, ее «патриархом». Не обладая поставленным певческим голосом, благодаря актерскому таланту и мастерству, великолепной дикции, «певучести души» он умел донести песню до слушателя, увлечь ею. С именем Леонида Утесова неразрывно связано творчество Дунаевского. Был первым исполнителем песен Соловьева-Седого, Фрадкина, Мокроусова, О. Фельцмана и многих других. Вне Леонида Утесова нельзя представить развитие советской песни. Несмотря на всенародную славу, в жизни Леонида Утесова немало драматических страниц. Борьба с джазом с разной интенсивностью шла вплоть до середины 50-х (в 1947 вынужденно изменяется не только название — «теаджаз» стал «Эстрадным оркестром РСФСР», — но состав и репертуар оркестра). Личность Леонида Утесова вызывала по меньшей мере настороженное отношение власти, как и весь «легкий» жанр, ярчайшим представителем которого он был. Леонид Утесов — автор трех автобиографических книг, стихов, рассказов. Снимался в фильмах «Карьера Спирьки Шпандыря», 1925; «Чужие», 1927; «Веселые ребята», 1934. Ему посвящен ТВ фильм «С песней по жизни», 1971. В 1955-1956 сыграл в Театре Транспорта роль Шельменко в спектакле «Шельменко-денщик». В теаджазе с 1936 выступала дочь Эдит Леонидовна Утесова (1916-1982)— роли в спектаклях «Темное пятно», «Много шума из тишины»; а также одна и в дуэте с отцом исполняла лирико-комедийные песенки («Парень кудрявый», «Тучи над городом встали» и др.). В 1996-1997 на основе коллекции В. Сафошкина вышли 20 дисков, на которых записано все песенное творчество Леонида Утесова.
Соч.: Записки актера. Л., 1939; С песней по жизни. М., 1961; Спасибо, сердце! М., 1976.
Е. Уварова
 
 Top
Страниц (1): [1]
Сейчас эту тему просматривают: 1 (гостей: 1, зарегистрированных: 0)
« Все об исполнителях »


Все гости форума могут просматривать этот раздел.
Только зарегистрированные пользователи могут создавать новые темы в этом разделе.
Только зарегистрированные пользователи могут отвечать на сообщения в этом разделе.
 




Powered by ExBB
ExBB FM 1.0 RC1 Plus by TvoyWeb.ru
InvisionExBB Style converted by Markus®




Пишите нам:
Обратите внимание:

Реклама в Интернет
Пишите нам:

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования

Перепечатка и любое другое использование материалов, представленных на сайте, в коммерческих целях возможны только с обязательным указателем первоисточника.
Copyright c 2001-2019 RCH. All Rights Reserved.
[Script Execution time: 0.6768]     [ Gzip Disabled ]