Супермодератор
Покинул форум
Сообщений всего: 10543
Дата рег-ции: Нояб. 2004
Репутация: 7
Карма 11
|
Александр Кузнецов Новокузнецкий
Талантливый представитель "новой генерации" артистов "русского шансона" Александр Кузнецов родился 1 августа 1969 года в шахтерском городе Новокузнецке, где живет и поныне. Его отец Геннадий Кузнецов всю жизнь проработал на шахте. Мама трудилась в проектном институте. В казалось бы немузыкальной семье Кузнецовых очень любили застольное пение, так что сына Александра родители с полным правом могут считать продолжателем семейных традиций на федерально-шансонном уровне.
Дед Сани с материнской стороны был из сосланных в Сибирь жителей Белоруссии. "У него, - вспоминает Кузнецов, - в разговоре проскальзывало негативное отношение к лагерной "вохре", ну и не мог им не проникнуться. А старше стал - покатили у меня песни на эту тему".
Детство у Сани - обычное. Футбол, хоккей. Школа - простая средняя, не английская. Район - обыкновенный, хулиганский: "Ты откуда, пацан? С Болотной улицы? А-а! Свой". Это если пацаны - из этого района. А попадутся из другого - риск получить по пусть и открытой, располагающей к ее обладателю, физиономии возрастал в зависимости от степени удаленности местности от Болотной.
- Ну, а песня под гитару когда в твой жизни появилась?
- Классе в шестом… Один эпизод из того времени мне запомнился. У нас в классе пацанчик был, а родители его в Иране работали и купили за валютные чеки магнитофон, кассеты, записывали на них всякое. Отец у парня только за порог - мы летим к нему. Достанем кассеты - отец их в столе прятал - и сидим, слушаем. Высоцкого запись нашли - я потом четыре дня ходил, а в голове у меня одна и та же его песня крутилась, не переставая: "Тот, кто раньше с нею был". Сейчас уже понимаю, что тот мощнейший импульс, с Высоцким связанный, с годами у меня только аккумулировался. Иначе с чего такие песни стали появляться… А потом - понеслось! Слушал невесть откуда взявшихся мужиков с хриплыми голосами запоем: Северный, Шандриков. Позже Розенбаума услышал, "Братьев Жемчужных"…
- А сам сочинять пробовал?
- В восьмом классе попытался в первый раз. Но настолько смешно и беспомощно это у меня получилось, что со стыда спрятал свои опыты в стол и потом год не брал в руки ручку. Родители со своей стороны подталкивали меня к занятиям фортепиано, но это было не для пацана с Болотной. И я от клавиш в спорт рванул. А к девятому классу у меня появилась уже своя настоящая гитара - "восьмерочка", первый, второй, третий "блатные" аккорды… - и с тех пор уже никуда из жизни не уходила.
- Слышал, что была в твоей музыкальной биографии КСП-шная страница, совсем, как у Михаила Круга.
- А просто интересно стало, что вокруг в песне творится. Так я оказался в Новокузнецком Клубе Самодеятельной песни, ездил с ним на фестивали в Красноярск, Киев. В Киеве даже на Всесоюзном фестивале мне довелось выступать - дуэтом. Пели песни Окуджавы, Визбора, своего - ничего. Лауреатов нам тогда дали, но меня в ту сторону, бардовскую, уже не очень тянуло.
- Говорят, будто ты серьезно стал заниматься музыкой совершенно случайно, чуть ли не с пьяной лавочки…
- Так оно и было. В Красноярске мы праздновали окончание слета КСП. И так "наотмечались", что вместо родного Новокузнецка я оказался в Абакане: не в тот поезд загрузился и не в ту сторону поехал, а в прямо противоположную. Попав в Абакан, я не особо расстроился. Мне рассказывали, что в этом городе хорошее музыкальное училище и вот я стал там учиться по классу гитары. Ну и инструментом я тогда уже владел прилично.
- Значит, на время ты стал абаканцем?
- Да нет. Училище-то я закончил, но учился заочно и связи с родиной не прерывал. А там уже пацаны вовсю разворачивались. Год был, наверное, 92-й. Приезжает ко мне дружок, говорит: "Поехали, Саня. Есть хорошая компания. Только гитарку с собой захвати". Приезжаем: пригород Новокузнецка, столовая пионерлагеря, длинный стол, икра и водка. Сидят пацаны: у одного день рождения. Представили меня: "Саня из Новокузнецка, песни поет". Те: "Че-то не слышали о таком. Ну, ладно, пусть споет". Только начинаю - свет гаснет. Темно, струн не видать. Думаю: что петь-то? И жахнул "Черного ворона". Тишина. И вдруг: "После такого, Саня, мы за тебя кого хочешь сделаем". Потом они услышали несколько моих песен и говорят: "Такого у нас в городе нет. Может тебе есть смысл записаться - мы проплатим!" Сами поехали на студию, договорились… Так у меня первый альбом появился… Лет через пять- шесть я одного из тех пацанов встретил, узнал не сразу. "А помнишь, Саня, ты нам всю ночь пел?" - и место назвал. Тут я его и вспомнил. Спросил, как остальные. Оказалось, кого-то уже нет, кто-то сел, а другой, наоборот, вышел.
- Насколько ты близок к преступному миру?
- В детстве одной компанией с ребятами хулиганили, потом жизнь нас раскидала по-всякому: некоторые в криминальный мир ушли, кто-то углем теперь занимается, кто-то металл продает - с соответствующими структурами связаны тесно. Частенько мы сидели с ними вместе, я пел свои песенки. "С музыкой все понятно, Саня, песни хорошие, а давай-ка к нам!" - говорили. А я им: "Потом не прощу себе, если брошу. Это для меня все равно, что из души кусок вырвать - с мясом. Даже если не получится у меня ничего, жалеть не буду". Нормально отнеслись, с пониманием и уважением, без всяких там: "… А-а! Лабух - музыкант". Сейчас они на своих местах, я на своем. После концертов подходят, руку жмут: "Молодец! Красавец!"
- В Сибири другая братва, или та же, что в "центрах"?
- Другая, более разрозненная, жесткая, жестокая. В Ростове, например, все как-то сплоченнее, дружнее. В Сибири в последнее время очень много смертей. Хорошие пацаны из жизни уходят. Дима был такой, частенько приходил: приезжаю из Москвы, а его уже нет - убили возле ночного клуба. Только недавно в Москву уезжал - на центральной нашей улице труп подняли. Или мой одноклассник Аркаша - умер в тюрьме от туберкулеза. Обидно, горько, но что теперь поделаешь?
Ту встречу с братвой под Новокузнецком в 1992 году Александр Кузнецов считает для себя не менее важной, чем "открытие" Высоцкого, художественный фильм "Калина красная" или встречу с Иваном Кучиным, вторым после Михаила Круга по известности "блатным" бардом 90-х. Моментом истины запомнился ему надрыв, без тени бравады, с которым те люди речи вели - за жизнь: какой она быть должна. Один пацан, Володя, тетрадку со своими стихами Сане показать пообещал, да так и не случилось.
- Саня, а с Кучиным как вышло?
- Я узнал его как раз когда он из зоны вышел - по-моему, в Абагуре он отбывал, под Новокузнецком. На студию, где я работал, он заходил - не записываться, а так просто. На дне Города мы с ним общались… У него тогда уже было имя в жанре, кажется, и программа записанная была. Мой альбом послушал и говорит: "Нормально все сделано, хорошо, грамотно. Думал, ты в Америке, а, оказывается тут, в Новокузнецке. Хочешь - будут тебя слушать в городе, ну, а я большего хочу". Вскоре после того разговора он в Москву уехал. Афиши еще по городу были расклеены: "Прощальные концерты перед большой поездкой в Москву!" Он уехал, а я сперва посмеялся, мол, несерьезно это, чтобы вся страна Ваню Кучина слушала. Решил про себя, что такое может говорить либо очень самоуверенный человек, либо, извиняюсь, больной на голову. Как оказалось, Иван знал, о чем говорил. И тогда я призадумался: может имеет смысл как-то кассету свою передать, а еще лучше - самому съездить. Мысли-то были хорошие, да осознание их заняло довольно много времени, а тут еще свой уклад жизни, водка та же…
- Но, все-таки, логическое завершение этих размышлений - альбомы, выпущенные московской "Мастер Саунд Рекордс" - перед слушателем…
- В московскую звукозапись я попал, что называется, с улицы. Просто набрал разных кассет, а там, на вкладышах - телефоны выпускающих фирм. Сделал выборку своих песен: семь хулиганских, семь романсов и четыре лирических. Что в душе было, то и выхлестнул. Люди в Москве послушали и сказали, что как раз хулиганские песни - это самое то. Первой из них ухватилась студия "Звук": "Давай, Саня, издадим". "Хорошо, выпускайте", - говорю, и был при этом счастлив - лох полный! Потом уже мне раскрыли глаза на то, что я сделал: просто подарил свою программу студии. Отдал материал и уехал домой в Новокузнецк. Работаю там себе в кабаке, и вдруг - хоп! В городе появляется кассета серии "Хит по блату" с моими песнями. И понял, что не совсем туда попал.
- А "Мастер Саунд Рекордс", значит, как раз по адресу?
- Получается - да. Хотя начиналось все тоже обычным порядком: позвонил, подвез ту же самую подборку песен. Но отношение фирмы оказалось другим. Пригласили на встречу. Словом - мною начали заниматься. Мне посоветовали где какие шероховатости убрать, познакомили с тем, чем занимается компания - Саня Звинцов со своими песнями большое впечатление на меня произвел. Директор Юрий Севостьянов отправил меня на знаменитую тверскую студию "Лига". Тверь - отличный город! Родной Новокузнецк напоминает. Москва давит своей динамикой, а в Твери хорошо мне, комфортно и, главное, настроение есть. Работаю себе, не напрягаюсь, не дергаюсь. Студийцы - классные ребята. Свое дело знают.
|