Супермодератор
Покинул форум
Сообщений всего: 10543
Дата рег-ции: Нояб. 2004
Репутация: 7
Карма 11
|
«Парень в кепке»
В нашей постоянной рубрике мы расскажем о песне, где героиня расстреляла своего любовника-уркагана. Это своеобразный вариант «Мурки»: повесть о
предательстве любимой, предательстве идеологическом. При этом гибнет в конце не «мурка», связанная с ЧК, а «честный парень», урка. Наиболее раннее
упоминание о песне «Парень в кепке и зуб золотой» относится к концу 40-х годов, но скорее всего, как считают историки блатного фольклора, родилась
эта песня в начале 30-х или даже в период НЭПа.
«РОМАНТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ СССР»
Что касается возраста этой песни. Когда мы писали про знаменитую песню блатных всех времен и народов- «Мурку», то достаточно убедительно доказали,
что песня эта была написана, исходя из некоторых деталей содержания, в начале 20-х годов прошлого века.
Например, следуя по тексту, за прибывшей «из Амура» в Одессу бандой тут же начинает присматривать «Губчека».
Что же это такое? ГубЧК — это структурная единица ВЧК, полное название которой -Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и
саботажем. Создана она была по инициативе В. И. Ленина еще в 1917 году. Просуществовала ВЧК без малого пять лет, до 6 февраля 1922 года, когда она
была реорганизована в ГПУ (Государственное Политическое управление).
Соответственно, песня «Мурка» была написана до февраля 1922 года. Вот и в песне «Парень в кепке» присутствует та же самая «губчека». Означает ли это,
что песня «Парень в кепке» тоже была написана до 1922 года? Совсем не факт. Уж больно эта песня не скрывает параллелей с «Муркой», идет ее, своего
рода, сиквелом. Поэтому такие строгие фактические привязки могут и ни о чем и не говорить.
Скорее же всего песня все эта была написана в 30-е годы, время ностальгии преступного элемента Страны Советов по сытным и безнаказанным временам НЭПа.
Естественно, что, как и у любой популярной блатной песни, у «Парня в кепке» есть множество вариантов — наиболее известны же семь из них, а мы приводим
в нашем сегодняшнем материале всего лишь два.
В некоторых версиях девица-чекистка зовется Катюшей, в некоторых Лелькой — весьма популярное женское имя у приблатненных («Какая Леля? — с Пятницкой?»
— говорил бандит Промокашка из популярного телесериала «Место встречи изменить нельзя»). Есть песня «Парень в кепке» и во вполне светских сборниках
типа «Романтические песни СССР».
ОТ МАКАРЕВИЧА ДО БАБКИНОЙ
Конечно, незабываемо песню «Парень в кепке и зуб золотой» исполнял ныне покойный Аркадий Северный, один из лучших советских шансонье.
Но и современные исполнители песен в жанре шансона имеют слабость к этому произведению: поет ее Виктор Петлюра, Вячеслав Асанов и «Братина», «Шанхай»,
«Американка», Андрей Макаревич, Максим Леонидов, Геннадий Гладков, Александр Волокитин, Алексей Козлов, Евгений Евдокимов, Виктор Гагин, Сергей Рыжов,
Леша Тульский, Валерий Коротин, Борис Львович, Надежда Бабкина, Константин Беляев, Юрий Настюк и группа «Арго», Элеонора Филина, группа «Ленинград».
Видите, какие совершенно разные исполнители поют эту песню! Тут и Андрей Макаревич и Надежда Бабкина и казачий ансамбль «Братина».
МИЛЬТОНЫ И УРКИ
Что касается стилистики песни, то и тут она похожа на легендарную «Мурку». К примеру, в ней есть словечко — «мильтоны». Мы уже стали о нем забывать во
многом благодаря сериалу « Менты ». А ведь еще в в доперестроечные 80-е годы милиционеров у нас чаще называли не ментами, а именно Мильтонами.
Теперь поговорим немного о морали. Точнее, о тех понятиях, которыми руководствовались в своих действиях «бродяги», «коренные обитатели тюрем».
Многие психологи, имеющие дело с профессиональными уголовниками, отмечают, что осужденные часто и весьма охотно приписывают себе бурные романы с
прокуроршами, судьями женского пола, надзирательницами.
И не только приписывают. Достаточно вспомнить пылкую любовь, вспыхнувшую между бандитом Мадуевым-Червонцем и прокуроршей Воронцовой, когда та пошла
даже на явное нарушение закона, снабдив своего возлюбленного револьвером «наган» из сейфа с вещдоками. Что ни говори, но с точки зрения уголовников,
в таких романах что-то в есть для них почетное, героическое — развести на любовь женщину в погонах.
Тут же вроде как не совсем тот случай. Не знал бедный парень, что его красавица работает в Губчека. Но основной принцип жанра соблюден — именно сыщики
и другие силовики более других граждан общаются с преступным элементом. Тут недалеко и до романов.
Как мы уже говорили, они и на самом деле случаются. Но в песне «Парень в кепке» по законам патетического блатного жанра влюбленная «мусорша» еще была
вынуждена и расстрелять своего ненаглядного. Стоит ли говорить о том, что она попала не куда-нибудь, а прямехенько в его зуб золотой? Конечно же, в
действительности вряд ли кто-нибудь из ее коллег заставил бы опера, а уж, тем более, женщину, заниматься расстрельной работой... Но таковы законы жанра
камерной музыки. И от этого никуда не уйдешь.
В блатном понимании этот случай говорит о беспринципности правоохранительных органов.
А может, он говорит об их профессионализме, который оказывается выше любых личных чувств?..
Это как в знаменитой песне «Дочь прокурора» (о ней мы рассказывали в одном из номеров газеты «За решеткой» за прошлый год), где прокурор сам посадил
свою дочь, связавшуюся с уголовниками.
«Парень в кепке и зуб золотой»
Есть в скверу ресторанчик отличный,
Скучно-грустно там Лельке одной,
К ней подсел паренек симпатичный,
В кепке набок и зуб золотой.
«Разрешите мне, милая дама.
Одинокий нарушить покой», -
Так сказал и придвинулся парень
В кепке набок и зуб золотой.
Долго девушка с парнем дружила,
Завела наша Лелька дружка,
А сама от него утаила,
Что служила она в Губчека.
Так встречались они понемногу,
Но на банк был налет боевой –
Из нагана поранили в ногу –
Парня в кепке и зуб золотой.
Тут мильтоны его повязали:
«Отвечай, с кем пошел на разбой!»
Долго били его и пытали –
Он упрямо качал головой.
И взбешенный начальник кичмана
Пишет Лельке приказ боевой:
«Сей же час расстрелять уркагана
В кепке набок и зуб золотой!»
Наша Лелька лишилась покоя,
Вспоминая тот маленький сквер,
Но своей пролетарской рукою
Она молча взяла револьвер.
Входит в камеру пьяной походкой,
Жмет курок непослушной рукой...
Грянул выстрел — и грохнулся парень
В кепке набок и зуб золотой.
Лелька вышла, дрожали коленки,
А за ней вынес парня конвой;
Только кепка валялась у стенки,
Пулей выбило зуб золотой.
Есть в скверу ресторанчик отличный.
Скучно-грустно здесь Лельке одной.
Не придет паренек симпатичный
В кепке набок и зуб золотой.
«Парень в кепке и зуб золотой»
(второй вариант)
Есть один ресторанчик портовый,
Лельке скучно и грустно одной.
Вдруг зашел туда парень фартовый –
Парень в кепке и зуб золотой.
Лелька ножку за ножку забросила
(Дескать, знаю я мир ваш блатной!),
Как мальчишку, опростоволосила
Парня в кепке и зуб золотой.
Даже урки не помнили смелые
Никогда в жизни сцены такой:
Как лобзал Лельке рученьки белые
Парень в кепке и зуб золотой.
Раз на дело пошли пустяковое.
Миллион таких дел за спиной;
Но попался башка бестолковая –
Парень в кепке и зуб золотой.
Его сердце томилось разлукою
С той, кого он считал дорогой;
Но не знал, что обманут был сукою
Парень в кепке и зуб золотой.
Лельку вызвал начальник угрозыска
И дал Лельке приказ боевой:
Кончить парня в тринадцатой камере –
Парня в кепке и зуб золотой!
Лелька в камеру входит решительно,
Пистолетик держа за спиной;
Умирал, матерясь выразительно,
Парень в кепке и зуб золотой.
Есть один ресторанчик портовый,
Лельке скучно и грустно одной.
Не зайдет туда парень фартовый –
Парень в кепке и зуб золотой.
Евгений Зимородок
ЗА решеткой, №5, май 2010 |