Камбурова (Акимова) Елена Антоновна (род. 11.07.1940, Новокузнецк)— певица. Нар. арт. РФ (1996).
Юность провела на Украине, в городе Хмельницком.
В 1958 Елена Камбурова поступила в Киевский технологический ин-т легкой промышленности. Параллельно занималась в студии художественного слова, в
театральной студии.
В 1961 поехала в Москву поступать в Театральное уч-ще им. Б. Щукина, где не прошла по конкурсу. Год работала на стройках — маляром, штукатуром.
В 1962 стала студенткой эстрадного отделения ГУЦЭИ, окончила в 1967 по классу Т. Булкиной и С. Каштеляна. Артистка Москонцерта.
В 1979 Елена Камбурова окончила также фак-т эстрадной режиссуры ГИТИС (класс И. Шароева). В уч-ще интересовалась поэзией, потом увлеклась музыкой,
попробовала петь. Начала выступать в студенческих аудиториях Москвы, записываться на радио (первая песня, по словам певицы, была «обычной эстрадной» —
«Я тебя не люблю» композитора К.Акимова). Участвует в подготовке цикла «Барды и менестрели» радиостанции «Юность» (1965-1966)— «Баллада о Леньке Королеве»,
позднее «Молитва Фр. Вийона» и др. Б. Окуджавы и свыше десяти песен Н. Матвеевой, среди них «Какой большой ветер», «Фокусник» и др. Жанр «литературной
песни», «бардовской» вокальной новеллы становится близким — на первом месте здесь не мелодия, а стихи и «театральная», кабаретная подача песни. Будучи,
безусловно, яркой драматической актрисой, Елена Камбурова в первые годы не столько пела, сколько декламировала стихи, напевала их, наговаривала,
нашептывала. Ее песенный репертуар конца 60-х— начала 70-х гг. (М. Таривердиев, С. Никитин, М. Виселицкий) включал в себя речитативность, драматические
«сценки». Особенно «разговорными» были работы М. Таривердиева - песенные циклы на стихи Э. Хемингуэя в переводе А. Вознесенского («Хвала искусству»,
«Раненый», «Единственная любовь моя», «Убитый» и др.), Г. Поженяна («Я— такое дерево», «Вот так улетают птицы», «Дельфины» и др.), чешского поэта Людвига
Ашкенази в переводе М. Реллиха («Веревочка», «Сигареты» и др.), М. Светлова («Болото», «Гренада» и др.). С середины 70-х гг. значительное место в
программах певицы занимают песенные циклы В. Дашкевича на ст. В. Маяковского («Послушайте», «Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям»,
«Ария» и др.), О. Мандельштама («Я вернулся в мой город», «За дремучую доблесть», «Музыкант», «Кинематограф», «Чарли Чаплин», «Вожди», «Сохрани мою речь»),
А.Ахматовой («Реквием»), наст. Ю. Кима («Не покидай меня, весна», «Ходят кони») и А. Блока («Балаганчик»). Среди других композиторов Л. Крицкая — цикл на
ст. Ю. Левитанского («Как показать зиму», «Кинематограф», «Не поговорили», «Черемуха» и др.), Гладкова («Дульсинея» на ст. Ю. Ряшенцева, «И вот она угасла»
на ст. Г. Гейне), И. Шварца («Любовь и разлука», «Дождик осенний» на ст. Окуджавы, «Я ехал к вам» на ст. А. Пушкина).
«Песенный театр» Елены Камбуровой был очень скромным - пятачок сцены, рояль (в 1975-1976 партнер артистки — известный джазовый виртуоз Л. Чижик, позже с
ней работала композитор Крицкая), микрофон, которым она виртуозно пользуется, как «крупным планом», черный костюм или платье, скрывающее фигуру, — то ли
балахон клоуна, то ли одеяние монахини. Музыкальность, особое, как бы импровизационное интонирование стиха дополняются пластикой (не случайно Елена
Камбурова — ученица Каштеляна). Порывистые движения, резкие выразительные жесты, статика, открытое общение с публикой и полное погружение в себя неразрывно
слиты с вокальной фразой. Ее героиня утверждает себя в борьбе, в трагических, нередко бесплодных поисках истины, мучительных сомнениях. Искусство Елены
Камбуровой не рассчитано на развлечение, требует от зрителя постоянного, напряженного внимания, без которого невозможно уследить за движением мысли и
чувства актрисы, за развитием подтекста, рождающегося из слияния текста и музыки, вокала и пластики. С годами оно еще усложняется, в драматизм привносятся
ирония, сарказм. Усложняется и репертуар. Совершенствуется вокальное мастерство. В 80-е гг. в содружестве с пианистом О. Симкиным и гитаристом А. Виницким
Елена Камбурова исполняет такие циклы, как «Да осенит тишина» (по страницам русской истории), «Путешествие во времени» (французские и английские народные
песни Возрождения, музыка барокко), «Не покидай меня» (песни Жака Бреля, Шварца и Окуджавы, песни на стихи французских, словацких и мексиканских поэтов)...
Одна из последних, на первый взгляд, нетипичных для Камбуровой работ— исполнение цикла М. Мусоргского «Песни и пляски смерти» на ст. А. Голенищева-Кутузова.
С конца 90-х руководит Театром песни, в который привлекает молодых исполнителей. Одна из последних работ театра «P. S. Грёзы» (по песням Ф. Шуберта и Р.
Шумана) в исполнении И. Евдокимовой, Е. Веремеенко, А. Комовой и Е. Прониной. Четыре солистки — словно четыре гётевских Маргариты — в сопровождении
квинтета под руководством клавишника Олега Симкина.
После 1987 артистка часто выступает за рубежом. В 1998 г. открыла с участием молодых артистов «Театр музыки и поэзии».
Дискография:
- 1973 - Елена Камбурова
- 1975 - Поёт Елена Камбурова”(винил)
- 1987 - Да осенит тишина
- 1989 - Реквиум
- 1997 - Дрёма. Колыбельные песни
- 1999 - Капли Датского короля
- 1999 - Волшебная скрипка
- 1999 - Синий троллейбус. Песни Булата Окуджавы
- 2000 - Дорога
- 2001 - Любовь и разлука
- 2001 - Песни из кинофильмов-1
- 2001 - Песни из кинофильмов-2
- 2004 - Романс о жизни и смерти
- 2007 - Воспоминанье о шарманке. Посвящение Юрию Левитанскому
- 2008 - Маленький принц
- 2008 - Концерт в театре «Школа современной пьесы». Посвящение Булату Окуджав
1. anatc - 25 Июня, 2015 - 20:57:50 - перейти к сообщению